12:35 ПОХОРОНЫ ЯЗЫЧНИКОВ |
Явь и Навь Древние славяне верили в существование двух миров: Яви и Нави. Явь — это материальный мир, а Навь — мир мертвых. В Яви жили люди, а в Нави — души умерших. Считалось, что после смерти душа отправляется в Навь. Чтобы попасть туда, нужно было пересечь реку Смородину по Калинову мосту или переплыть её. На Древней славянской Руси умерших чаще всего кремировали, так как считалось, что это помогает душе быстрее попасть на небо. В землю хоронили только в степных районах, где не было леса для погребальных костров. Если человек умирал в море, его останки бросали в воду. Подготовка к похоронам После смерти славяне омывали покойника и переодевали его в чистую одежду. Затем клали на лавку лицом к кумирам — изображениям языческих богов (в христианскую эпоху их место занял «красный угол» с иконами). Тело укрывали белым холстом и складывали руки на груди. Зеркала закрывали темной тканью, чтобы мертвец не забрал души других домочадцев. Двери не запирали, чтобы душа могла свободно входить и выходить, иначе она могла до трех лет беспокоить живых. Руки и ноги покойнику связывали тонкими веревочками. Снимали их только перед сожжением. К среднему пальцу правой руки привязывали медную проволоку, конец которой опускали в сосуд с землей. Это делалось для связи с Матерью-Землей и чтобы тело дольше сохранялось. Глаза закрывали медными или серебряными монетами, чтобы покойник ни на кого не глядел и никого больше не забрал с собой. Также считалось, что эти монеты станут платой за переправу в царство мертвых. Возле лица клали зеркальце и легкое перышко. Затем все близкие выходили из комнаты и уступали место волхву, который три дня читал над покойником. На третий день родственники прощались с ним и выносили из жилища ногами вперед. Перед тем как положить тело на костер (Крада), приготовленный из дров и хвороста, близкие целовали его в чело. В современном мире язычников вместо погребального костра (Крады) используются Крематорий. Обряд захоронения Когда останки обращались в прах, их помещали в горшок или кувшин, аналог современной погребальной урны. В центре будущего кургана ставили столб с площадкой на вершине, на которой размещали домовину. Внизу под площадкой складывали вещи и утварь, которые умерший «забирал» с собой в загробный мир. Если это был мужчина, то клали оружие и конскую сбрую. Если женщина — клали серпы, посуду и зерно. Сверху все накрывали погребальным платом и засыпали землей, при этом каждый присутствующий должен был кинуть горсть земли. Наверху кургана помещали поминальный камень — то, что сегодня называется надгробием. Некоторые курганы были семейными: площадку под домовину делали большего размера, а также строили из бревен проход внутрь. Поминальное пиршество — тризну — устраивали тут же, на кладбище. Кладбища у славян обычно располагались за рекой. Курганы размещали в шахматном порядке на расстоянии трех саженей друг от друга, чтобы на все падал солнечный свет и тень от одного кургана не падала на соседние на восходе и закате. Это было связано с культом Ярилы — бога Солнца. В редких случаях останки сжигали в лодке (ладье), которую пускали плыть по реке. Так поступали только с мертвецами из знатных родов. Кстати, по мнению историков, гроб символизирует ладью, в которой душа переправляется на тот свет. Поминальные традиции Душа для наших предков была вполне материальной субстанцией: она могла есть, пить, двигаться. Поэтому еще в древнеславянские времена возник обычай «угощать» покойников. Для этого был установлен специальный «навий» день. В словаре В.И. Даля говорится: «Навь — это день поминовения предков. В южной Руси — понедельник, в средней и северной — вторник на Фоминой». В некоторых регионах в поминальные дни оставляли кушанья на столах, чтобы усопшие «подкрепились». В Витебской губернии клали на стол «для покойных» по ложке каждого блюда, подаваемого живым — это называлось «дзедоу». В Оленецком крае для умерших выставляли вино и пиво. |
|
Всего комментариев: 0 | |